Здесь уместно указать на одно интересное обстоятельство, которое обнаружилось уже при опытах на Путиловском заводе: в конструкции, поршенек в момент распыливания топлива перемещался внутрь, т. е. его шток противодействовал движению поршенька, так как давление в поршеньковой камере выдавливало шток наружу.
В переделанной крышке поршенек при распыливании топлива двигался изнутри наружу, так что его активной стороной являлась кольцевая площадь, равная площади поршенька минус площадь штока, выведенного через сальник наружу.
Оказывается, что если шток сделать достаточно толстым, то поршенек сможет сам перемещаться и создавать на своей кольцевой стороне давление воздуха большее, чем на обратной стороне, находящейся под действием давления газов в рабочем цилиндре.
В действительности этот избыток давления будет несколько выше, так как в начале движения поршенька избыток давления меньше, вследствие чего происходит накопление живой силы, которая затем может повысить р.
Благодаря толкающему действию самих газов, в рабочем цилиндре получается возможность осуществлять распыливание топлива. Следовательно, здесь впервые был осуществлен принцип газового толкателя, примененный позднее с успехом Аршауловым в его бескомпрессорном распиливающем аппарате.
В действительности все выпущенные впоследствии двигатели данной системы работали по описанному принципу газового толкателя.
Перестроенная по второму варианту цилиндровая крышка была собрана и пущена в ход в феврале 1902 года. Машина сразу стала работать более послушно; сжатие было повышено против первого варианта, форма камеры сгорания была более рациональная, имела меньше мешков, в которых прежде бесполезно скоплялся сжатый воздух, не принимавший участия в сгорании топлива, и все же машина дымила.
Однако при опытах было сделано неожиданно весьма интересное наблюдение: при пуске в ход сжатым воздухом двигатель, при переводе его на работу нефтью, начинал работать без дыма, хотя и давал довольно полные диаграммы; через несколько минут начиналось дымление, которое постепенно усиливалось. Перед нами стояла интересная проблема, которую надо было разрешить.