Увеличение зазора в рассматриваемом сочленении происходит в большей степени из-за износа втулки верхней головки шатуна; износ втулки в полтора раза превосходит износ пальца.
Степень износа фасок клапанов и посадочных седел определяется величиной утопания клапанов. Начальное утопание клапанов на новом двигателе 1,15-1,45 мм. Предельно допустимое утопание устанавливается на основании данных о его влиянии на протекание рабочего процесса, а также с учетом необходимой периодичности регулировки зазоров в механизме газораспределения. Величина предельного утопания клапанов для двигателя СМД-14 принята равной 2,5 мм. По средним величинам износа долговечность сопряжений составляет 5500 ч. С учетом рассеивания величин износов примерно 10% двигателей имеют износ, превосходящий допустимый, до того, как проработают 2500 ч.
В этом сопряжении сильнее изнашивается седло клапана. Несмотря на более низкие рабочие температуры, сильнее изнашиваются гнезда впускных клапанов.
Износ фасок и седел клапанов зависит от:
1) посадки клапана с ударом, интенсивность которого возрастает при нарушении регулировочных зазоров в сторону их увеличения;
2) действия сил давления газов, вызывающего деформацию тарелки клапана и скольжение фаски клапана по седлу.
Влияние второго фактора в большей мере сказывается на впускных клапанах, если на них не попадает масло. Выпускные клапаны и их седла достаточно смазываются маслом и топливом, которые содержатся в продуктах сгорания.
Увеличение твердости седла клапана повышает долговечность седел клапанов.