Увеличение зазора происходит преимущественно из-за износа бобышек, который в 2 раза больше, чем износ пальца. Соотношение износов характерно для случая, когда основное значение имеет от ударного характера нагружения.
Сравнение износа отдельных элементов поршня (юбки, канавок, бобышек) позволяет сделать вывод, что наименьшей долговечностью обладают бобышки. Если при существующем положении износ бобышек не является определяющим для замены деталей поршневой группы, то в перспективе дальнейшего общего повышения двигателя он может стать лимитирующим фактором. В связи с малыми абсолютными величинами износа, некоторого увеличения долговечности можно достигнуть небольшим увеличением первоначального натяга. Так, увеличение натяга на 0,1 мм увеличивает запас на износ примерно на 17%. не нарушая нормальной плавающей посадки пальца во время работы.
По опыту ряда отечественных заводов эффективным способом увеличения износостойкости является применение накатки роликами внутренней поверхности бобышек. Предварительные данные говорят о том, что долговечность сопряжения увеличивается примерно на 30%. Специальные исследования, проведенные нами на упрочненных и неупрочненных образцах из алюминиевого сплава АЛ 10В в паре с поршневым пальцем, показали, что износостойкость увеличивается в 3 раза. Испытания проводились на машине трения МИ-1 при ограниченной смазке и переменном значении удельного давления.
Сопряжение поршневого пальца со втулкой верхней головки шатуна не относится к числу слабых мест. В пределах имеющейся в настоящее время наработки часов повышенного износа или каких-либо дефектов по этому сопряжению не отмечено. Средний суммарный износ деталей за 2500 ч работы составляет примерно 0,042 мм. Судя по опыту работы ряда двигателей СМД-14 с увеличенными зазорами, значение предельного зазора можно принять не менее 0,20 мм. которому соответствует средняя расчетная долговечность 10 000 ч.