Советский автопром шел к полноценному полигону больше 40 лет. Первая испытательная тракторная станция НАМИ появилась еще в 1923 году. А в феврале 1931 года переименованный в НАТИ институт открыл небольшую испытательную лабораторию в поселках Машкино и Соколово, близ железнодорожной станции Химки (это под Москвой).
В СССР уже работал ГАЗ, завершалась реконструкция АМО. Стране нужны были самые разные машины, которые предстояло конструировать, испытывать и доводить до принятых стандартов. Лишь за один теплый сезон — с апреля по октябрь — в Машкине-Соколове были успешно проведены испытания автомобилей «Форд-А» и «Форд-АА». Однако первая станция не просуществовала и года. Ее закрытие объяснили чрезмерной близостью к столице.
Проектное задание на полноценный полигон родилось лишь в 1936 году.
Увы, дальше бумажных планов дело не пошло. Еще через десятилетие, уже в послевоенном 1947-м, устаревшее задание доработали: в плане появился обширный комплекс дорог, включая скоростную и «горную», а также подъемы разной крутизны. Минуло еще полтора десятилетия.
Приказ о строительстве полигона подписали лишь 23 июля 1964 года. Сложно даже представить, как до той поры работала огромная автомобильная отрасль с десятками заводов, которая остро нуждалась в полноценном полигоне для испытания самых разнообразных машин — от мотоциклов и мотоколясок до тяжелых многоосных внедорожников и автобусов.
Перед тем как приступить к строительству, сотрудники НАМИ внимательно изучили подобные комплексы за рубежом. От слепого копирования отказались, поскольку государственный полигон проектировался в расчете на нужды огромной страны, а значит, необходимо было учесть и различные условия эксплуатации машин — от гор до пустынь. Место для строительства (в 70 км от Москвы) выбрали неслучайно: идеальное сочетание холмов Клинско-Дмитровской гряды и равнинных участков позволило на территории около 20 кв. км соорудить 120 км испытательных дорог всех возможных профилей.
Полигон строили с запасом. Скажем, скоростную дорогу, введенную в эксплуатацию в 1964 году, соорудили в расчете на скорости до 200 км/ч, при том что в те годы серийные советские автомобили и близко не приближались к таким показателям. Для обкатки скоростного кольца пришлось привезти спортивный ЗИЛ-112С. Пятикилометровую динамометрическую дорогу, заработавшую в 1966 году, рассчитывали на предельные 300 км/ч! Постепенно соорудили неровности всех мастей, грунтовые и «горную» дороги, лаборатории. Кроме того, полигон обзавелся двумя филиалами — Северным, в Сусумане Магаданской области, и Южным, в Узбекистане. В 1987 году была запущена в эксплуатацию первая в стране автомобильная аэродинамическая труба. Здесь провели первый в СССР крэш-тест и впервые начали серьезные испытания на управляемость.
Введение в строй уникального полигона весьма удачно (и наверняка неслучайно!) совпало с пуском Волжского автомобильного завода. В 1966 году, когда на ВАЗе еще только формировался отдел главного конструктора, под Дми- тровом уже полным ходом шли испытания «Фиата-124» и опытных образцов ВАЗ-2101, которые были собраны в Италии. Итогом всесторонних испытаний стали сотни изменений, которые были внесены в машину для адаптации к нашим условиям. А затем практически все отечественные автомобили перед тем, как попасть на конвейер, прошли через горнило Дмитровского автомобильного полигона.
Аналогов ему в стране нет и сегодня. Спасибо тем, кто создавал полигон с запасом: благодаря заложенному потенциалу там и сейчас испытывают отечественные и зарубежные автомобили, ведут лабораторные работы и проводят тест-драйвы. С чем мы НИЦИАМТ и поздравляем!