Наливай

Наливай

За столицей Якутии начинается другая часть магистрали — трасса «Колыма». Она особенная. Есть неписаная традиция: отъехав от Якутска полсотни километров, хлопнуть по стакану огненной воды. Даже специальные места для этого оборудованы. Многие водители так и поступают, чтобы преодолеть панический страх перед ничем не огороженными ледяными пропастями на перевалах и возможностью надолго застрять в случае поломки. Полицейские в тех краях практически не попадаются.

Следы пьяной езды можно наблюдать повсеместно: то сломанное ограждение ветхого мостика, то венки и таблички с именами погибших водителей.

«Колыму» строила многотысячная армия заключенных. По мнению историков, каждый метр дороги — это чей-то скелет и сломанная жизнь. Погибших при строительстве от непосильного труда закапывали там же.

А чаще просто засыпали породой. Поэтому на «Колыме» перед началом пути поливают дорогу водкой и бросают монетку, чтобы отблагодарить безымянных строителей.

Обледенелую трассу песочком никто не посыпает. Ведь каждый водитель на «Колыме» — ас. Так, наверное, думают и дорожники. С ледяной коркой нам помогает справиться полный привод. Машины уверенно карабкаются там, где обычные легковушки (в основном это праворульные «японки») беспомощно стоят. Пару таких мы волокли на веревке. Там, если просят о помощи, отказать нельзя.

И все же пока самое распространенное транспортное средство на трассе «Колыма» — уазовская «буханка».

Ее используют даже в качестве такси. Проезд от Якутска до Оймякона стоит 5000-7000 рублей, до Магадана — в два раза больше.

Не менее популярное транспортное средство — цистерны с топливом. Это местная валюта. И подчас единственное средство выживания. Но горючим всегда делятся — в самых тяжелых условиях человек должен оставаться человеком. Чем дальше от Якутска, тем солярка хуже и дороже. Рекордная цена, которую я наблюдал, — 45 рублей за литр.

Остановились один раз поесть возле заправки с точкой питания. Она единственная на 500-километровом

отрезке пути. Кафе «Куба» поразило нас «уютом»: два соединенных вагончика, кое-как обшитых досками.

Меню минималистское: суп с гречкой, оленина с гречкой, «доширак» и чай. Тем не менее мясо очень вкусное.

И 150 рублей за порцию — вполне приемлемая цена для здешних мест.

В Оймяконе зарегистрирована самая низкая температура на планете: 74,2 градуса мороза. В день нашего прибытия,

27 апреля, потеплело: ночью -27 °С, днем -14 °С. Эзотерики называют Оймякон загадочно — Чашей Мира. Они убеждены, что здесь проходят всевозможные мистические потоки, а в находящемся неподалеку озере Лабынкыр обитает чудище похлеще лохнесского, которое пожирает все живое, что приблизилось к воде. После пережитого на трассах «Лена» и «Колыма» мы стали верить в приметы и не пошли глазеть на озеро. От греха подальше.

Слава богу, на всем маршруте туда и обратно нам везло: мы не попали ни в пургу, ни в грязевой сель, ни в недельный дождевой циклон. Везде сумели пролезть и бодро промчаться без каких-либо поломок, только

пять покрышек поменяли. Однако неподготовленному водителю на обычном автомобиле я не советую туда соваться. Только на вседорожнике!

Трасса «Лена» оправдывает звание опасной дороги. Но вместе с тем, преодолевая маршрут, ощущаешь себя первопроходцем, наслаждаешься местным колоритом и радушием жителей, чья жизнь непривычна и сурова.

Если там когда-нибудь построят нормальную дорогу и мост через Лену, я туда не поеду. Пропадет острое ощущение приключения.

К сожалению, комментарии закрыты.