Опасный угол

Опасный угол

Вспомним условие? Если автомобиль, восстановленный после ДТП, выказывает явное стремление уйти с траектории, если его шины изнашиваются неравномерно, а в поворотах визжат, то наверняка нарушена геометрия шасси. Как минимум придется регулировать углы схождения и развала — ведь машина пойдет ровно и устойчиво лишь при условии, что силы**, передаваемые к ней от колес, взаимно уравновешены, сбалансированы. Но означает ли это, что какие-то другие проблемы исключены?

Когда «совсем не параллельно». Некоторые читатели приводили доводы вроде следующего: «Нередко даже на отремонтированном после ДТП автомобиле передняя ось явно не параллельна задней… Где уж тут уравновесить силы!».

Устойчивость автомобиля в плоскости дороги обеспечивается тем, что приводятся к равновесию силы, создаваемые колесами. Конечно, битый кузов мастер сначала правит, но заканчивает доводку «геометрии» корректировкой углов установки колес.

Некоторых знатоков беспокоит еще и аэродинамика «кривой» машины, способная, мол, нарушить ее устойчивость.

Но ведь мы говорим не о «Боинге», а всего лишь об автомобиле. Таланты ветра проявляются на таких скоростях, с которыми на битой машине вы вряд ли поедете. (Кстати, чтобы прочувствовать влияние схождения-развала, высокие скорости и не нужны.)

Безусловно, мятый кузов портит товарный вид, но если двери закрываются, а с потолка не каплет, то ездить можно.

В конце концов, чем битая машина страшнее совсем уж асимметричного мотоцикла с боковой люлькой? А ведь он, будучи правильно отрегулированным, и устойчив, и вполне послушен.

Итак, условие, что силы, создаваемые колесами, уравновешены, оспаривать не будем.

Рыночный принцип. Некоторые отметили, что с «проблемой углов» можно столкнуться и без ДТП, если доверить их регулировку «дяде» из сомнительного сервиса. Причем особенно опасен тот, который прекрасно знает все тонкости, но долго возиться с ними не собирается. Такой кудесник в два счета избавляет машину от стремления уйти с дороги (и ее восхищенный хозяин всем знакомым будет рекомендовать именно его). А ведь на некоторых авто этого делать вообще нельзя. Так, на машинах с несимметричными наклонными валами ШРУСов (как на ВАЗ-2108 и др.) на руле часто ощущается паразитный момент, стремящийся повернуть колеса вправо. Но это абсолютно законное явление. При чем тут углы? Если горе-умелец перемудрит с ними, то ускоренный износ шин гарантирован.

Девиз таких мастеров вполне рыночный: «Максимум денег при минимуме труда!». Допустим, после ремонта заднеприводной машины руль стало тянуть в сторону. А мастер уже видит, что одно колесо так завалено наружу, что «заводскими» приемами не обойдешься: не хватит диапазона регулировки. Но хитрец может уменьшить

угол развала нехорошего колеса, насколько это удастся, а хорошему симметрично добавить, и не исключено, что этим «настройка» и ограничится. Машина тянуть в сторону перестала — владелец доволен. А о том, что шины нормально себя ведут лишь в узком диапазоне условий работы, то есть при штатных регулировках, он и не ведает. Что будет после этого, догадываетесь?

Цена вопроса. Для некоторых видов техники актуально понятие «балансировочные потери». Например, после старта космического носителя требуется его стабилизация на заданной траектории, на что тоже тратится топливо. С автомобилем те же проблемы. Когда он норовит куда-то отклониться, а вы, вцепившись в руль, не позволяете ему этого, — активнее расходуется топливо, быстрее изнашиваются шины.

Но вот другая ситуация: хитрый мастер так умело подобрал углы схождения-развала, что автомобиль никуда не отклоняется. Вот только углы эти слишком велики, что опять-таки увеличивает и износ шин, и расход топлива. К тому же ухудшаются динамические показатели машины. А чрезмерное проскальзывание колес на скользком покрытии — это перспектива влететь в сводки ДТП…

Итак, автомобиль правильно ведет себя лишь при оптимальных (в сущности, небольших) углах схождения-развала колес. И, разумеется, при нормальных значениях углов продольного наклона осей их поворота.

Не потому ли авторы некоторых писем, не вникая во все эти тонкости, советуют тем, кто попал в ДТП, побыстрее продать восстановленную машину? Увы. Некрасиво это. Победитель же, рассмотрев ряд особенностей национального сервиса, предлагает читателям дельный совет: «Рекомендую при выборе ненового автомобиля первым делом проверять углы установки колес. Естественно, на компьютерном стенде в автосервисе, а не по старинке — у дяди Васи в гараже. Положение осей автомобиля и углы установки колес могут немало рассказать о его прошлом, включая и то, что старательно скрывает продавец. Цена услуги невысока, однако это одно из самых надежных средств проверки безаварийного прошлого».

К сожалению, комментарии закрыты.