Кроме прогибания коренных опор, наблюдается их перекос от деформации вала, которая вызывает перераспределение давлений коренной шейки на вкладыш и смещение равнодействующей от середины к краю опоры. Перекос может быть вызван ослаблением затяжки шпилек коренных подшипников или деформацией поперечной перегородки блок-картера. В первом случае после работы двигателя на поверхности стыка должны быть следы наклепа. Если наклеп отсутствует, то перекос опор вызван деформацией перегородок. Вопрос о влиянии перекоса опор на работу подшипников требует дополнительного исследования.
О влиянии податливости коренных опор и возможной их несоосности на нагруженность коленчатого вала дают представление измерения расхождения щек вала при разных схемах расположения коренных опор. Как видно из данных, приведенных ниже, большая несоосность опор может привести к увеличению деформаций и напряжений в коленчатом валу в 1,5-2,0 раза:
Величина расхождения щек вдоль оси коленчатого вала может быть достаточно точно определена по полуэмпирической формуле, в которой условно принято, что на изгиб колена влияет длина щеки, равная половине радиуса кривошипа Я:
Допустимый прогиб коренных опор зависит от жесткости коленчатого вала. Если два вала в равной степени удовлетворяют условиям прочности на опорах, то большую податливость опор можно допустить для менее жесткой конструкции вала. И, наоборот, чем большую жесткость имеет вал, тем большей жесткостью должны обладать коренные опоры.
За критерий жесткости коренных опор и коленчатого вала можно принять отношение их максимальных деформаций
Значения критерия жесткости для второй и четвертой коренных опор по результатам измерения следующие: К = 0,38 для двигателя СМД-7; К = 0,42 для двигателя СМД-14.
Как показал опыт эксплуатации, такое значение критерия жесткости не гарантирует надежной работы коленчатого вала и крышек коренных подшипников. На двигателе СМД-14 были значительно усилены коренные опоры, а величина К уменьшилась примерно до 0,25-0,30.