В одном случае стремятся вовлечь в вихревое движение возможно большее количество воздуха, и тогда объем камеры сгорания увеличивают, насколько это позволяет минимальный зазор между поршнем и головкой цилиндров. В другом случае считают, что такое увеличение объема вихревой камеры нецелесообразно, так как увеличение потерь на вихреобразование не компенсируется улучшением процесса сгорания.
В ходе доводки были испытаны камеры сгорания с отношением = 0,5-0,65. Для двигателя СМД-7 оптимальным оказалось отношение 0,58 (диаметр сферы 46 мм). Уменьшение диаметра сферы всего на 1 мм 1=0,54 заметно влияет на экономичность двигателя. Удельный расход топлива на номинальном режиме возрастает на 4 г (л. с. ч.). Оптимальное отношение.
При этом вследствие более высокой степени доведенное рабочего процесса по другим элементам, в частности, по наполнению, двигатель СМД-14 менее чувствителен к изменению диаметра сферы вихревой камеры. В пределах диаметров 47-48 мм показатели двигателя практически одинаковы.
Сравнение величины отношения у дизелей СМД-7 и СМД-14 показывает, что с увеличением диаметра и хода поршня двигателя его оптимальное значение уменьшается. Такая тенденция в общем подтверждается и на других двигателях.
На протекание рабочего процесса двигателя влияют площадь поперечного сечения соединительного канала, его длина и угол наклона. На двигателе СМД-7 наилучшие результаты получены, когда площадь сечения канала равна 2,8 см2 (0,027, на двигателе СМО-14 3,3 см2 = 0,030 V Удлинение канала на двигателе СМД-7 за счет подъема центра сферы от нижней плоскости вставки с 30,5 до 33,5 мм сказалось на удельном расходе топлива; он уменьшился на 5 г/(л. с. ч.).
О влиянии угла наклона и формы поперечного сечения соединительного канала дает представление серия опытов с различными вариантами вставок. Диаметр камеры во всех вариантах оставался одинаковым. Варианты № 2 и 3 отличаются только формой канала. В вариантах № 4 и 5 изменен угол наклона канала с 41° до 44° за счет подъема центра сферы на 4 мм. Вариант № 1 отличается № 3 длиной канала и перекрытием верхней и нижней кромок канала. В варианте № 1 вместо перекрытия имеется просвет между кромками.