Причиной перегрузки гильзы являются большие зазоры в посадочных поясах (до 0,235 мм), необходимость которых продиктована точностью обработки блок-картера на существующих станках автоматической линии. Из-за больших зазоров гильза оказывается консольно закрепленной одним лишь верхним опорным буртом, который зажимается между блок-картером и головкой цилиндров.
Серый чугун СЧ21-40, из которого отлиты гильзы цилиндров, относится к числу материалов, не являющихся, строго говоря, упругими. Даже сравнительно небольшие нагрузки вызывают в нем остаточные деформации. По данным измерений при тех напряжениях, которые имеют место в гильзе цилиндра двигателя СМД-14, остаточные деформации соизмеримы с наблюдающейся овализацией.
Существенного уменьшения овализации можно достигнуть, применяя чугун с более высокими упругими свойствами, в частности, высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, имеющего модуль упругости примерно в полтора раза выше, чем чугун СЧ21-40.
Овализации гильз цилиндров на двигателе способствует интенсивное отложение накипи в зазорах посадочных поясов, искажающее правильную геометрическую форму поясов.
Таким образом, устранить овализацию гильз цилиндров можно, если:
1) обеспечить плотную посадку гильз в блок-картере;
2) применить материалы с более высокими упругими свойствами.
Износ гильзы цилиндра происходит преимущественно в верхнем поясе, соответствующем положению верхнего компрессионного кольца вблизи в. м. т. В этом месте кольцо вырабатывает глубокую канавку, верхний край которой заканчивается уступом. В остальной части гильзы износ небольшой.
По имеющимся результатам испытаний допустимый износ верхнего пояса гильзы составляет примерно 0,25% от диаметра цилиндра и ограничивается увеличением расхода масла и ухудшением холодного пуска двигателя. Как отмечалось выше, износ верхнего пояса гильзы ограничивается также увеличением скорости износа верхнего компрессионного кольца и канавки поршня.