Блок-картер двигателя, как и головка цилиндров, относится к числу деталей, которые не поддаются даже приближенному расчету. Основные размеры его определяются условиями компоновки кривошипно-шатунного механизма, а толщины стенок выбираются на основании требования технологии отливки.
Исследования распределения напряжений в поперечном сечении блок-картера двигателя СМД-14 от действия сил давления газов в цилиндре дают некоторые исходные данные для расчета.
Эпюра напряжений по периметру минимального сечения блока от нагрузки в каждом цилиндре. Как видно, имеет место неравномерное распределение напряжений, причем наибольшая часть нагрузки воспринимается участком вблизи нагруженного цилиндра. Величина коэффициента неравномерности распределения напряжений подсчитывается как отношение действительного максимального напряжения Отел к среднему расчетному.
Опыт работы дизеля показывает, что такое напряжение является допустимым как с точки зрения прочности, так и по условиям жесткости конструкции.
В блок-картере двигателя СМД-14 наиболее слабые места — узкие перемычки между цилиндрами, где, кроме монтажных напряжений и напряжений от сил давления газов, могут возникать большие остаточные литейные напряжения. Измерения напряжений в опасных точках показали, что перемычки блок-картера под действием усилия затяжки шпилек крепления головки цилиндров подвергаются изгибу. При этом верхняя часть перемычки, выходящая на верхнюю плоскость блок-картера, сжимается, а нижняя — растягивается.