Тяжелобольные и умирающие люди становятся не только пациентами врачей, но и клиентами психологов (особенно в хосписах). Помощь консультанта особенно необходима пожилым людям и тем, кто внезапно узнал о наличии неизлечимой болезни, приблизившей реальность смерти, — в совладании с мыслью о конце собственной жизни, в принятии решений в отношении близких людей и всего того, что человек скоро покинет, в том, как прожить оставшуюся часть жизни. Консультант может рекомендовать клиентам привести в порядок свои дела, хотя многие не хотят этого делать, считая «дурной приметой». Есть смысл поговорить о страхе смерти, опираясь на собственные знания и представления клиента.
Знание о неумолимо надвигающейся смерти существенно меняет отношение людей к жизни. Они по-иному расставляют приоритеты жизни; меняется масштабность ее восприятия; всякие мелочи теряют значимость; возникает чувство освобождения, возможности рискнуть, а привычные долженствования теряют силу; усиливаются острота сиюминутных ощущений жизни, ценность простых вещей, значимость событий; общение с любимыми людьми становится более глубоким, эмоциональным и наполненным смыслом1. Тем не менее клиент внутренне не может отвлечься от вопросов: «Как скоро я умру?», «Как я буду умирать?», «Тяжело ли, больно, страшно умирать?», «Что ждет меня за гранью жизни?», у него часто возникает необходимость поговорить об этом, но он боится напугать близких. Обращаясь к психологу, такой клиент ищет не поверхностных утешений, а глубокого экзистенциального общения.
Общая динамика реакций тяжелобольных людей на известие о близкой смерти описана в работах Э. Кюблер-Росс. На анозогнозической стадии (отрицания) практически все пациенты надеются на неподтверждение диагноза, предпринимают срочные меры в надежде на несуществующий шанс. Действительное положение вешей они часто склонны скрывать от близких и даже от себя гонят пугающую мысль, отказываясь принять свою болезнь. На этой стадии психологу стоит рекомендовать близким согласиться с больным и вместе с ним делать все, что он считает необходимым. Дисфорическая, протестная стадия обусловлена постановкой клиентом почти не имеющих ответов вопросов «Почему именно я?», «За что?» и связана с озлоблением в отношении всего окружения, поэтому консультант должен помочь клиенту высказать свое негодование относительно всего, что утрачивается вместе с жизнью, но не способствовать объективации чувств в самообвинении («Это Бог меня покарал за…», «Это мне в наказание за…»). На аутосуггестивной фазе (или фазе «торга») клиент на фоне сужения жизненного горизонта ищет способы как бы на время отложить приговор судьбы, изменяя поведение, привычки, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, обращаясь к Богу («Мне надо закончить дела», «Дай мне дождаться рождения внука») и т.п. Все это помогает клиенту принять реальность заканчивающейся жизни.
На этой фазе неплохой эффект дают рассказы о спонтанном выздоровлении от такой же болезни. Но затем наступает фаза депрессии. Чаще всего, осознав неизбежность своего положения, люди постепенно теряют интерес к миру, испытывают грусть, горечь, отчаяние, реже — вину, аутоагрессию.
Вам интересно, где купить google glass очки можно в широком выборе моделей и на выгодных условиях? Рекомендую, в таком случае, посетить интернет-магазин «умных» очков «GlassFans.Ru».