Принцип двухстенного распылителя, какой был применен на Сормовском заводе, я считаю я вполне жизненным, и пригодным для современных бескомпрессорных двигателей, которые, таким образом, могли бы быть избавлены от охлаждения распылителей Водой.
Дальнейшим этапом на пути освобождения двигателей с воспламенением от сжатия от компрессора уже является непосредственное впрыскивание топлива в камеру сгорания через мелкие отверстия под давлением скалки топливного насоса.
Идея эта настолько проста, что, на первый взгляд, должна была бы быть давно уже реализована. Надо полагать, что попытки осуществления такой системы двигателей делались уже давно и в разных местах. Дизель пытался реализовать такую систему, но успеха в то время не имел.
Весь секрет успеха заключался, невидимому, в том, что для получения тонкого распыла топлива и в то же время достаточной дальнобойности струй необходимо было иметь в топливном насосе давление порядка 300 ат.
Лишь после того как технологи сумели дать топливные, достаточно плотные насосы, задача насосного распыливания была разрешена.
Идея насосного бескомпрессорного распыливания давно занимала умы конструкторов у нас в России и за границей.
В октябре 1912 года мне пришлось испытывать построенный в Москве на заводе Мекса двигатель, установленный на крахмально-паточном заводе близ Горького.
Двигатель этот четырехтактный, имел давление сжатия 25 ата; топливо впрыскивалось непосредственно напором насоса около конца сжатия и воспламенялось благодаря высокому сжатию; при вспышке давление в цилиндре повышалось до 31 ата. Диаграммы показывали, однако, весьма слабое развитие площади и среднее индикаторное давление всего лишь порядка 4,07 кг/см2.
Двигатель был обычного горизонтального типа с камерой сгорания коробчатой формы и имел диаметр цилиндра 340 мм, ход поршня 560 мм, число оборотов 220 в минуту.
Это соответствовало 50,7 и. л. с. или около 40 э. л. с. (среднее эффективнее давление 3,2 кг/см2).