Однако трудности, неизменно сопровождавшие Стуруа, вынужденного зачастую работать по воображению, доверяясь своей творческой интуиции и эстетическому чутью, определили художественную неравноценность его исторических полотен. Нередко сюжет приобретает в этих полотнах приблизительную или слишком вольную интерпретацию, утрачивая свою конкретность и историческую достоверность. Иногда пассивное следование теме превращало их в простые хрестоматийные иллюстрации эпизодов прошлого. Но даже в последних всегда чувствуется бережность, с которой художник «описывает» событие, любовь к тому, что он изображает.
Нередко из-под его кисти рождались и по-настоящему интересные произведения. Таков, например, выполненный в 1955 году для Литературного музея акварельный портрет Нины Чавчавадзе, до сих пор остающийся одним из лучших в портретном творчестве Стуруа.
В нем как бы воплотился созданный художником эстетический и нравственный идеал человека, который в той или иной мере будет преломляться и в ряде его других женских портретов. В образе Нины есть та внутренняя нравственная сила и одухотворенность, которые делают понятным моральный подвиг этой женщины, и после смерти Грибоедова пожелавшей остаться верной ему. Портрет выполнен в очень легкой изящной манере, всегда свойственной Стуруа в его работе акварелью. Воздушные светлые тона наброшенной на голову прозрачной вуали и серебристо-серого фона словно мерцающим трепетным ореолом окружают прекрасное лицо Нины, задумчиво смотрящей на зрителя. Художник подчеркивает чистоту силуэта юного лица, бархатистую глубину глаз и в то же время серьезность и сосредоточенность их взгляда под волевым разлетом бровей. Легкость и воздушность акварельного письма тонко гармонируют с изяществом контуров, с изысканностью гаммы теплых тонов лица, плеч, рук и богатого по нюансам серебристо-серого и черного цветов. Овальная форма рамы из черного дерева, согласуясь с благородной колористической гаммой портрета, придает ему своеобразную внешнюю завершенность. Портрет Нины, созданный скорее силой творческого воображения художника, чем знанием иконографического материала, пожалуй, и сейчас остается наиболее достоверным и поэтическим ее изображением. Впоследствии Стуруа создает еще два портрета Нины (пастелью в 1957 году и акварелью в 1960), но оба они значительно уступают первому.
Он является лучшим и в серии выполненных Стуруа в разные годы полотен, посвященных Нине и Грибоедову. Раннее из них «Свадьба Нины и Грибоедова», относящееся к концу 1940-х годов, в котором образы новобрачных разочаровывали своей слащавостью, а сопровождающие их гости казались статистами, было неудачным. Но художник не оставляет заинтересовавшей его темы. В последующих вариантах этой картины он меняет композицию, делает ее лаконичнее и строже.
Хотите смотреть телевизионный программы в отличном качестве? Здесь уместно будет про Онлайн ТВ в интернете упомянуть. Примите к сведению мое сообщение.