Датчик реагирует на относительное перемещение стенок, которое собственно и является характерным для оценки исследуемого явления. В результате обработки осциллограмм определяются частоты, амплитуды и ускорения колебательного движения.
Жесткий режим испытаний позволяет в течение 150-200 ч воспроизвести такие же повреждения гильз, какие наблюдаются после длительной эксплуатации.
После испытаний было установлено, что степень разрушения поверхности гильз находится в прямой связи с ускорением колебательного движения гильз в той фазе, когда в жидкости возникает разрежение (увеличения расстояния между стенками гильзы и блок-картера). На величину ускорения в большей степени влияет зазор между поршнем и гильзой, в меньшей — закрепление гильзы в блоке. При нормальном зазоре, который принят для поршня из сплава АЛ-10В, максимальное значение колебательного ускорения равно 22g. Увеличение зазора до 0,5 мм вызывает увеличение ускорения до 86-100g. При изменении зазоров по нижнему поясу в исследованных пределах основное влияние оказывает демпфирующее действие резинового уплотнительного кольца.
В соответствии с установленной зависимостью при постоянной температуре охлаждающей воды разрушение гильз тем значительнее, чем больший зазор между поршнем и гильзой.
В течение принятого цикла испытаний разрушение гильз не наблюдалось только в том случае, когда зазор между поршнем и гильзой был уменьшен до 0,16 мм. Такой зазор может быть у поршней, изготовленных из сплавов с более низким коэффициентом линейного расширения, чем сплав АЛ-10В: это сплавы с высоким содержанием кремния (типа АЛ-25). Уменьшение зазора между поршнем и гильзой имеет особенное значение для улучшения условий работы двигателя на частичных режимах и в период прогрева, когда вибрации гильз усиливаются из-за увеличенных зазоров между поршнями и гильзами, а температура воды находится в самом неблагоприятном интервале значений.