Наружный край поршня, который прежде округляли или опускали слепка на конус, теперь принято заканчивать прямым углом или даже с заострением.
Здесь интересно отметить работу так называемых транспортных канавок.
Если на поверхности поршня выточить канавки, так чтобы верхние кромки были примерно под прямым углом к поверхности поршня, а нижние — под острым углом, то такие канавки будут верхним кантом гнать масло вниз; при обратном ходе поршня масло будет размазываться по поверхности цилиндра. В результате масло транспортными канавками будет перегоняться книзу.
Здесь можно привести пример из моей практики.
В 1909 году мне пришлось выехать в Ригу на завод Фельзера для приемки двух двигателей по 300 э. л. с, заказанных Сормовским заводом для отроившейся шхуны Русь.
Руководство завода объявило, что машины во всем работают правильно, но только в воздушном компрессоре масло из картера гонится кверху, попадает на клапаны компрессора, которые пригорают, после чего перестают действовать.
Я рекомендовал заводу выточить на поршне компрессора низкой ступени несколько канавок, по форме канавки А. Когда канавки были выточены и компрессор был собран, загорание клапанов прекратилось и машина вполне исправно проработала 30 часов, согласно условиям приемочных испытаний. Соскребывающие поршневые кольца — это, по существу, то же самое, что и транспортные канавки.
У автотракторных двигателей применяется особая конструкция поршневых колец; здесь в теле кольца делаются длинные сквозные прорезы А, идущие от наружной поверхности кольца по радиусу внутрь. Прорезы разделяются перешейками В, скрепляющими кольцо в одно целое. Эти прорезы, как показала практика, препятствуют маслу перемещаться по поршню в камеру сгорания, но сгоняют его в картер через дырочки, просверленные в канавках поршня.
Интересны и весьма поучительны случаи деформации пальцев и их опор, которые мне пришлось наблюдать при работе опытных двигателей.