Как известно, почти на всех автотракторных дизелях наблюдаются разрушения верхней перемычки между кольцевыми канавками. Увеличение высоты этой перемычки в 2 раза хотя и уменьшает число разрушений, но не устраняет их полностью. Это заставляет предполагать, что на поломку перемычек влияют термические напряжения.
Перепад температур Л1-6 между центром днища и верхней перемычкой равен 70° при нулевом перепаде температур по толщине стенки стакана и вызывает по наружному диаметру верхней перемычки растягивающие напряжения 350 кГ/см2. На внутренней поверхности днища действуют сжимающие напряжения. В центре днища 790 кГ/см2. Для прочности днища эти напряжения следует считать благоприятными, так как в сумме с напряжениями от сил давления газов они создают асимметричный цикл нормальных напряжений со средним напряжением сжатия. Напряжения Оц и ot по абсолютной величине уменьшаются в направлении! от центра днища к периферии.
Кривые 2 и 3 получены для перепадов температур, соответственно равных 10° и 0°. Как видно, увеличение перепада A/i-б вызывает резкое увеличение напряжений в верхней перемычке. Увеличение Б пределах от 40 до 70° увеличивает напряжения на 120- 200 кГ/см2, в зависимости от перепада температур по толщине стенки. Экспериментальная установка не дала возможности получить отрицательное значение однако общая тенденция изменения напряжений показывает, что отрицательный перепад вызывает увеличение растягивающих напряжений в перемычке. При неизменных значениях = 270°С и /6 = 200 °С изменение перепада температур на каждые 10° вызывает изменение термических напряжений в среднем на 130 кГ/см2.
По результатам измерений на работающем двигателе перепад температур может достигать +100° и в то же время может иметь отрицательное значение Д/6-з = -10°.
Экстраполируя экспериментальные зависимости, можно приближенно определить величину термических напряжений для этого неблагоприятного случая; приближенно она равна 700 кГ/см2.