На двигателе без наддува впускной клапан смазывается маслом, поступающим через зазор между направляющей втулкой и стержнем клапана. На двигателе с наддувом при хорошем уплотнении полости нагнетания турбокомпрессора фаска и седло впускного клапана работают без смазки, так как наличие избыточного давления на впуске исключает поступление смазки через направляющую втулку. Это было подтверждено непосредственным измерением расхода масла через направляющие втулки клапанов при независимой подаче масла к механизму газораспределения. Расход масла при отсутствии наддува составляет 7-8 г/ч на каждый цилиндр.
Седла выпускных клапанов в двигателях с наддувом и без него в достаточной мере смазываются остающимся в продуктах сгорания топливом и маслом.
По данным лабораторных исследований установлена зависимость износа клапана и седла от основных факторов: скорости посадки клапана и максимального давления сгорания рг. В случае работы клапана и седла со смазкой эта зависимость достаточно точно выражается эмпирической формулой
Скорость посадки клапана определяется с учетом податливости механизма привода. Износ клапана и седла при работе двигателя на режиме па=1700 об/мин в течение 3000 ч, подсчитанный по приведенным формулам, характеризуются следующими величинами в мм:
Эти значения соответствуют средним действительным величинам износа впускных клапанов на двигателе СМД-14.
Эмпирические формулы не учитывают всех факторов, влияющих на износ. Так, например, по результатам испытаний можно заметить некоторую зависимость износа от усилия предварительной затяжки клапанных пружин. Увеличение усилия в пределах от 14 до 36,5 кГ при работе без смазки и с постоянным зазором 0,75 вызвало увеличение износа примерно на 20%.