Усталостные испытания шатунов

Усталостные испытания шатуновНа величину изгибных напряжений может повлиять также стыка головки и крышки, которая часто наблюдается в шатунах и является результатом недостаточной стабильности технологии изготовления. По данным многочисленных замеров изгибные напряжения, возникающие от затяжки болтов, составляют 20-30% от напряжений, вызванных осевым растяжением.

Высокие напряжения затяжки и дополнительный изгиб болтов, при неблагоприятном стечении влияющих на напряжения факторов, могут вызвать превышение предела текучести материала. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе материала для шатунных болтов и их расчете. Материалы должны иметь высокий предел текучести.
Рабочие усилия, воспринимаемые шатунными болтами, также вызывают их растяжение и изгиб. В этом случае характер распределения и величина изгибных напряжений оказываются более закономерными, чем при затяжке соединения: волокна внешней образующей поверхности оказываются в зоне сжимающих напряжений. Направление деформации болта на всех шатунах совпадает с направлением поперечной деформации головки шатуна. Распределение напряжений показывает, что болт и тело шатуна деформируются как одно целое.
Графики дают представление о соотношении изгибных и растягивающих напряжений болта на двигателе СМД-7. При максимальном значении силы инерции (1=1500 кГ) изгибные напряжения примерно в 3 раза превосходят напряжения от осевой нагрузки. Отмечается зависимость напряжений от момента затяжки соединения. С увеличением момента затяжки с 11 до 17 кГм напряжения по абсолютной величине уменьшаются, но одновременно с этим увеличивается относительная доля изгибных напряжений. Это объясняется тем, что с увеличением момента затяжки уменьшается коэффициент основной нагрузки, воспринимаемой болтом, что равносильно увеличению жесткости соединяемых деталей.

К сожалению, комментарии закрыты.