До 1945 года Венгрия считалась «малой» кинематографической страной с весьма ограниченным кинорынком. Победа народной демократии распахнула перед искусством экрана поистине неисчерпаемые возможности. Клари Толнаи смело вступила в ряды тех, кто принялся строить новую венгерскую кинематографию, отчетливо осознавая всю трудность этой задачи. Актриса старой школы должна была многое пересмотреть в своем художественном багаже. Предстояло одолеть навязчивые штампы киноводевиля, отбросить набившие оскомину роли, вернее и тоньше открыть глубины женского сердца… Если прежде любовные порывы героинь экрана сполна укладывались в нехитрую схемку водевильных сюжетов, то теперь актрисе, мечтавшей и ранее заглянуть в сложный мир женской души, хотелось доверить экрану некартонные чувства и небутафорские страдания. Подлинной академией на этом пути для К. Толнаи и ее товарищей по искусству были выдающиеся фильмы советского кино, впервые появившиеся тогда на экранах народной Венгрии. Хорошей школой оказались и фильмы итальянских неореалистов. Но было бы неверно забывать о собственном театральном опыте актрисы. Выступая с 1934 года в будапештском театре «Вигсинхаз», К. Толнаи впитала основы доброй реалистической традиции венгерской сцены. Достаточно сказать, что она была одной из лучших исполнительниц шекспировской Джульетты за всю историю национального театра Венгрии. Классический репертуар оттачивал ее мастерство. Не сомневаюсь, что именно театр — детище национальной культуры Венгрии — помог актрисе отправиться в долгий путь и отыскать верную дорогу к новому искусству.
Про магазин «Штора оптом» мне в Сети повстречалась полезная информация. Наряду с широким ассортиментом покрывал и пледов, в этом магазине шторы оптом в москве предлагаются на выгодных условиях. Обратите внимание на мое сообщение.
В память моего поколения прочно врезались кадры: венгерская женщина средних лет и ее сын- мальчуган, прикрывшись ладонью от солнца, улыбкой провожают русских солдат, идущих на запад. Отвалилось колесо у телеги? Не беда. Русские помогут. Высоко над головой поднимает один из них мальчугана. Ну, ну, — ободряюще улыбается мать… Таким запомнился пролог из фильма «Женщина отправляется в путь» (1949), а вместе с ним и исполнительница главной роли Клари Толнаи. Женщину звали Илона Банг.
Ее глазам откроются мертвые руины Будапешта. Крупным планом на экране возникнет женское лицо. Оно задумчиво. Резкая морщина рассекла переносицу. Кажется, трагедия военных лет навсегда застыла в этих глазах.
Режиссер фильма Имре Енеи и актриса Толнаи строят образ на контрастном чередовании ритмов и настроений. В нерешительности поглаживает морду лошади теплая женская рука. Медленно, словно в забытьи, поднимается по лестнице подпоясанная по-солдатски Илона, входит в разрушенную квартиру. Беспомощно опускается рука со свечой… И тут же резким контрастом возникает светлая утренняя сценка. Илона Банг — Толнаи на коленях неистово отдирает полы. Весело струятся подхваченные косынкой волосы. Легкий халатик подчеркивает экспрессию движений. Жизнь идет своим чередом Пожалуй, чисто актерским достижением стал лейтмотив образа: в трудное время женщина становится душой и хранительницей семейного очага. В простых физических действиях, быть может интуитивно, она находит незамысловатую правду образа. Посмотрите, как ловко жена инженера Банга (и, добавим мы, бывшая киноводевильная прима Толнаи) месит тесто, штопает чулки, чистит картошку. Это ж уметь надо!
Там, где позволяет драматургия, психологический рисунок роли достоверен и точен. Скоро из плена должен вернуться муж. Он обвиняется в военных преступлениях. Илона озабочена, застыла в тревожном раздумье, и вдруг… с милой грацией она подхватывает ребятишек и начинает читать им сказку.
Столь изменчивой логике поведения не стоит удивляться. Актриса находит убедительную мотивировку: детство нужно уберечь от калечащих душу потрясений.