В конструкторском бюро Путиловского завода я летом 1898 года приступил к проектированию двигателя мощностью 10 л. с. при 160 об/мин. Затем эта машина была в течение 1899 года построена на заводе, а в январе 1900 года я приступил к испытаниям ее. Размеры двигателя были: диаметр цилиндра 205 мм, ход поршня 350 мм.
Расчетное средне-эффективное давление должно было составить 4,87 кг/см2.
Патент на устройство распыливающего аппарата я заявил в России 4 (17) марта 1899 года. Рассмотрение дела тянулось пять лет, и русский патент мне был выдан лишь 30 апреля 1904 года за № 8766.
Впускной и выпускной клапаны на чертеже не показаны.
Вдувание нефти в камеру сгорания рабочего цилиндра осуществляется особым вспомогательным поршеньком.
В период всасывания жидкое топливо из топливной магистрали через отверстие е и клапан, который открывается от привода, самотеком входит внутрь распыливающего аппарата и скопляется в изогнутом канале (на чертеже зачернено). Канал при помощи постоянно открытого сопла с одной стороны, и при помощи канала с другой стороны, сообщается с полостью рабочего цилиндра а. Вследствие давления воздуха, сжимаемого в рабочем цилиндре и действующего в период сжатия на жидкое топливо, последнее остается без движения в изогнутом канале (в таком положении топливо остается до конца периода сжатия). Что касается поршенька, то он до конца периода сжатия остается без движения и притом тоже в равновесии, так как благодаря каналу (который имеет размеры значительно большие, чем сопло давления над ним и под ним уравновешиваются (с учетом, конечно, сечения штока поршенька).
В момент окончания периода сжатия поршенек при помощи распределительного механизма (на чертеже не показанного), быстро перемещается вниз, запирает канал и сжимает воздух, находящийся в камере о, до давления более высокого, чем в рабочем цилиндре. Вследствие этого топливо, находящееся в канале, перемещается в сторону сопла и в распыленном виде впрыскивается в камеру сгорания рабочего цилиндра а.
Так как сжатие в рабочем цилиндре доводится до тех же высоких пределов, как это было применено в двигателях Дизеля, то распыленное топливо немедленно воспламеняется от соприкосновения с нагретым и сжатым воздухом, после чего в процессе расширения продуктов сгорания двигатель развивает полезную работу.