Вместе с тем чем сильнее затянуто соединение, тем больше деформации болта следуют за деформациями нижней головки шатуна, а это и приводит к увеличению доли изгибных напряжений.
Изгиб болта поддается приближенному расчету, если считать, что болт деформируется вместе с нижней головкой шатуна. Принимаем прогиб болта равным половине поперечной деформации головки
По схеме балки с жестко закрепленными концами, нагруженной в середине сосредоточенной силой, можно определить напряжения от изгиба:
Результаты расчета удовлетворительно совпадают с результатами измерения.
Изгибные напряжения от рабочей нагрузки являются основной переменной составляющей напряжений, которая в первую очередь определяет усталостную прочность болтов.
Обычно х принимают равным 0,20-0,25.
По данным измерений на двигателях СМД-7 и СМД-14 коэффициент основной нагрузки зависит от степени затяжки соединения и от величины рабочей нагрузки. Как и следовало ожидать, значение коэффициента основной нагрузки уменьшается по мере увеличения момента затяжки болтов. С увеличением нагрузки % возрастает примерно по линейному закону. При максимальной нагрузке Рх = 1500 кГ и моменте затяжки М3 = 16 кГм х = 0,08.
Если определять условную расчетную нагрузку Рб по максимальным напряжениям с учетом изгиба, то значение х увеличивается до 0,33.
Расчет шатунных болтов по общепринятому значению % без учета дополнительных изгибных напряжений дает повышенную величину запаса прочности. Если х = 0,08, необходимо учитывать изгиб болтов; если %=0,33, изгиб болтов учитывать не надо.