Высокие пределы усталости закаленных образцов с надрезом объясняются пониженной по сравнению со сталью чувствительностью к концентрации напряжений. Нормализованный чугун по чувствительности к надрезу мало отличается от стали.
Из сказанного выше следует, что коленчатый вал, изготовленный из изотермически закаленного чугуна без больших литейных дефектов, оказывается более прочным, чем вал из стали 45.
На двигателях-СМД-7 коленчатые валы из высокопрочного чугуна подвергались нормализации. Их прочность и износостойкость в условиях работы комбайнового двигателя оказались вполне удовлетворительными, если не считать поломок носка коленчатого вала, с которого осуществлялся отбор мощности на ходовую часть комбайна. Этот дефект не был специфическим для чугунных валов и происходил из-за неправильной сборки узла.
На двигателях СМД-14 прочность нормализованных валов оказалась недостаточной. Уже на первых опытных образцах были случаи разрушения валов по шейкам и щекам.
Оценка действительной напряженности вала по результатам тензометрирования на работающем двигателе показала, что уровень изгибной напряженности на номинальном режиме работы двигателя, выраженный в амплитудах номинальных напряжений, составляет для щек 270-340 кГ/см2, для шатунных шеек 270- 360 кГ/см2 и для коренных шеек 100-180 кГ/см2. Напряженность при кручении шатунных шеек 340-550 кГ/см2 и коренных шеек 190-260 кГ/см2.
Наиболее напряженными от моментов изгиба и кручения являются места сопряжения третьей и шестой щек с шатунными шейками. Величина запаса прочности этих сечений коленчатого вала при его изготовлении из нормализованного чугуна составляет всего 1,3-1,36 и не может гарантировать надежную работу. Изотермическая закалка повышает запас прочности в опасных сечениях до 2,3-2,5. Это значение запаса прочности оказывается достаточным для безаварийной работы, если учесть возможную неоднородность регулировки двигателей и несоосность коренных опор.