В связи с отклонением действительного движения клапана от теоретической диаграммы подъема, действительное значение скорости посадки клапана не совпадает с теоретическим, и поэтому приведенные выше рекомендации имеют весьма условный характер.
Механизм привода клапанов обладает некоторой податливостью и под действием рабочих нагрузок деформируется. На концевых участках профиля кулачка, где ускорения положительны, действие усилия пружины совпадает по направлению с действием инерционных сил от движущихся масс механизма.
Экспериментальная проверка и уточнение формулы (55) проведены путем записи осциллограмм скорости движения клапана на двигателе СМД-14 с изменением величины регулировочного зазора и числа оборотов двигателя. Для этого использован датчик индукционного типа и катодный осциллограф фирмы Орион.
Моменту посадки клапана на осциллограмме соответствует точка перелома кривой скорости на участке спуска с положительными ускорениями.
Сравнение экспериментальной и расчетной зависимостей скорости посадки клапана от числа оборотов при постоянном регулировочном зазоре 0,3 мм показывает, что обе кривые имеют одинаковый характер, но отличаются по абсолютным значениям скоростей. Расхождение связано с тем, что в расчете не учитывается динамический характер действующих в механизме нагрузок. Введением постоянного множителя 1,67 в формулу (55) можно добиться практически полного совмещения расчетной и экспериментальной кривых скоростей. Поэтому действительную скорость посадки клапана на двигателе СМД-14 с профилем кулачка, очерченным дугами окружности, можно определить по уравнению
Для уменьшения скорости посадки клапана на двигателе СМД-14 применен так называемый «безударный» профиль кулачка, имеющий кривую ускорений. В таком кулачке участок положительных ускорений представляет собой полуволну синусоиды.