Первый случай. Диаметр цилиндра 385 мм. Поршневой палец особой подпертой конструкции, следовательно не подвергающийся изгибу, имел диаметр 110 мм, длину 180 мм.
Считая давление вспышки равным 50 ати, имеем полное давление на палец, равное 58 кг.
Палец был пустотелый с диаметром отверстия 80 мм, так что стенка пальца имела размер 15 мм.
При работе машины пальцы постоянно грелись, причем стаскивало баббитовую заливку поршневого подшипника шатуна.
Решено было попробовать новые пальцы с меньшим сверлением, которое было выполнено с диаметром 60 мм, так что стенка тела пальца стала равной 25 мм.
Конструкция шатунов разработана практически достаточно основательно и добавить здесь вряд ли что возможно. Здесь следует только сообщить о двух представляющих интерес случаях, имеющих отношение к смазке шатуна.
Первый случай. На опытной быстроходной машине грелось тело шатуна. Причину этого явления долгое время нам не удавалось выяснить.
При диаметре цилиндра 385 мм и ходе поршня 420 мм при 500 оборотах в минуту шатун был спроектирован с толстым стержнем диаметром 130 мм; пустота же в нем имела диаметр 95 мм.
Внутри шатуна была пропущена медная трубка для передачи смазочного масла вверх (машина вертикальная) к поршневому пальцу.
На случай попадания масла внутрь тела шатуна было запроектировано поперечное сверление около 8 мм диаметром для выпуска масла наружу.
Явилось предположение, что нагрев тела шатуна происходит от ударов масла, случайно попавшего внутрь пустотелого шатуна.
Допустим, что внутри шатуна находится 1 кг масла, которое вместе с телом шатуна два раза за один оборот машины приобретает максимальную скорость, а затем, при перемене хода поршня, теряет свою живую силу, которая при ударе масла превращается в теплоту.
После разборки шатуна выяснилось, что масляная трубка действительно была не плотна в соединениях, а количество масла оказалось внутри шатуна равным свыше 2 кг.