Вопросы к клиенту могут быть как прямыми, адресованными к конкретной теме («Вы подумывали о разводе с ним?», «Вы пробовали искать другую работу?») и лично направленными («Вас саму это устраивает?», «Лично вы готовы терпеть…?»), так и опосредованными («Хотели бы все начать сначала?», «Могли бы принять другое решение?», «А если бы этой последней ситуации не было, могли бы вы…?»), проективными («Представьте, что появилась возможность… Как бы вы тогда поступили?», «А как бы вы себя вели на месте вашего сына?»).
Формулируя вопросы, надо иметь в виду следующее: 1) вопросы «Кто?» и «Что?» принуждают клиента формулировать суть проблемы, но увеличивают вероятность фактологических ответов;
2) вопросы «Как?», «Каким образом?» позволяют осознавать последовательность тех или иных (внешних или внутренних) событий, погружают человека в его внутренний мир, пробуждают рефлексию; 3) вопросы «Почему?», направленные на причины случившегося, требуют от клиента высказывания собственных суждений в отношении происходящего, но часто остаются без ответа, поскольку обычно клиенты слабо рефлексируют глубинные причины случившегося; такие вопросы обычно провоцируют защитные реакции клиентов (обычно рационализацию, интеллектуализацию), поэтому их консультанты почти никогда и не задают. Нельзя строить «цепочки», т.е. задавать одновременно 2 — 3 вопроса, поскольку клиенту не ясно, на какой именно вопрос консультант ждет ответа. Не следует также задавать один и тот же вопрос одновременно в нескольких формулировках. Вопросы не должны содержать в себе подразумеваемые ответы, «опережая» возможный ответ клиента. Используя короткие вопросы, в которых опущены понятные собеседникам слова («И что?», «Зачем?»), а также фразы или отдельные слова, произносимые с вопросительной интонацией, консультант может влиять на повествование, контролировать направление разговора, уточнять или прояснять необходимые детали.
Но, несмотря на оперативность и экономность вопросоответной формы, не следует переоценивать ее эффективность и уж тем более превращать консультирование в интервью или допрос. Избыточное количество вопросов меняет не только организационную структуру, но и смысл беседы — клиент ждет, когда и о чем спросит консультант, и не проявляет инициативы в рассказывании, не дает развернутых ответов. Тем самым ответственность за ход разговора и выбор тем ложится на консультанта; обсуждение чувств замещается анализом фактов; исчезают спонтанность и динамичность беседы. Из-за этого некоторые психологи, в частности последователи К. Роджерса, стараются избегать вопросов вообще, предлагая вместо них шире использовать приемы поддержки, пересказа, отражения чувств клиента, которыми в принципе могут достигаться те же цели.
Интересует профессиональное лечение лор заболеваний? В этом случае лучше всего обратиться в такое учреждение как лор клиника Зайцева В.М. В этой клинике гибкие цены, квалифицированный персонал и индивидуальный подход к каждому пациенту. Примите это к сведению.